Меня давно занимает мысль о том, что говорит, как устроен и какую информацию содержит в себе лай собак?
Журнал Royal Society of Open Science, сообщил, что женшины понимают собачий язык лучше, чем мужчины. Исследователи давали слушать людям запись звуков собачьего лая. Они обнаружили, что женщины лучше понимают звуки, издаваемые собаками. По теме исследования Тамаш Фараго, ведущий автор исследования заявил:
"Наши недавние фМРТ-исследования показывают, что собаки и люди используют похожие области мозга и, вероятно, подобные процессы для оценки эмоций других посредством вокализации. Похоже, существуют биологически укоренившиеся правила, согласно которым вокализация млекопитающих кодирует эмоции и эти общие процессы помогают людям оценить эмоциональную нагрузку не только собак, но и выраженные вокально эмоции других млекопитающих".
Но в исследовании речь шла о распознавании эмоций собачьего лая. Однако люди общаются человеческим языком, а ту информацию, которой обмениваются животные, не понимают, хотя язык животных действительно устроен, в самом общем виде, так же, как и человеческий. Но в устройстве языков разных животных и людей есть и различия. У всех собачьих, волков, лис, собак, сходная система обмена звуковыми конструкциями. Но у кошек, система голосовой связи устроена иначе. Кошки по-другому кодируют информацию, чем это делают собаки.
Я хочу рассказать о том, какую ошибку сделали исследователи, сосредоточившись лишь на звуковых записях.
Чтобы моя идея о собачьем языке была более понятна, я сначала хочу рассказать о том, чем отличается язык собак от языка человека.
Я давно вслушиваюсь в звуки, которые издают разные животные. Лай собак у меня ассоциируется со звуком пилы или точила, которым точат предметы разного размера и плотности. Какого-то особого информационного смысла я в этих звуках не обнаружил. Но ведь факт остается фактом, собаки затрачивают большие усилия на воспроизведение этих звуков. Собаки вполне разумны, а значит в их лае должен содержаться информационный смысл.
В чем состоит этот смысл, я понял неожиданно.
Однажды я пошел гулять в лес, в который я хожу достаточно часто. В этом лесу много тропинок. Самая большая из них ведет в сторону станции метро. В лесу есть большой глубокий овраг, с водой на дне, который просто так не обойти, поэтому все тропинки, ведущие к метро, сходятся и расходятся в одних и тех же местах.
Короче, захожу я в лес и на развилке тропинок стоит собака. Овчарка желтоватого цвета с серыми боками. Людей вокруг нет, хотя по этому лесу часто гуляют люди с собаками. Я не люблю собак, а они не любят меня. Я остановился, чтобы подождать, когда большая собака убежит. Собака некоторое время не двигается, осматриваясь по сторонам. Мне надоедает стоять и я начинаю медленно двигаться по тропинке в ее сторону. Дело происходит зимой, вокруг снег и мне ее никак не обойти. Собака немного отбегает от меня по тропинке, но саму тропинку не освобождает. Я подумал, что собака скорее всего домашняя и просто убежала от хозяина. Она меня не тронет и я смогу пройти рядом с ней. В общем, я аккуратно пошел по тропинке мимо собаки и спокойно прошел рядом с ней. Дальше я пошел к метро, не оглядываясь назад. Идти было далеко и я быстро забыл о собаке. Но когда я уже выходил из леса к станции, на перекрестке дорог опять стояла такая же собака, и опять так, что мне ее никак не обойти. Это была такая же желтоватая овчарка с серыми боками, практически не отличающаяся от первой. В то, что это была та же самая собака, поверить было сложно, расстояние между перекрестками составляет несколько километров, а лес очень большой. Вероятность того, что собака сделала большой круг вокруг оврага, была слишком низкой. Поэтому я решил, что собаки за мной следят. Собака действительно неподвижно смотрела в мою сторону, как и в первом случае. Мне это наблюдение не понравилось, я развернулся и ушел по другой тропинке обратно в лес, не оборачиваясь назад. Тропинка, по которой я пошел, вела в другой район города и я вышел из леса, не замеченный собаками.
Выйдя из леса, я задумался, для чего собакам может понадобиться так следить за мной, если собаки не могут обменяться информацией о моих перемещениях. Смысл есть только тогда, когда они могут сказать друг другу о том, где я нахожусь.
Чтобы объяснить мою дальнейшую мысль, надо сделать некоторое отступление о кошках.
Кошки разумны. С этим утверждением никто сейчас не станет спорить. Но никто не видел, чтобы кошки общались письменными знаками, как это делают люди. Кошки не выцарапывают лапами записок друг другу, хотя живут стаей, и, будь они людьми, в обмене письменными знаками точно был бы определенный смысл. Я много раз думал о том, почему эволюционный процесс не привел кошек к созданию письменности. И мое объяснение заключается в следующем. Кошкам не нужна письменность, потому что они и так все друг о друге знают. Они общаются астрально, составляя из себя одно общее астральное существо. То есть, все кошки это одна Кошка. (с большой буквы К). Поэтому кошка, которая находится за домом, отлично знает, что происходит во дворе, если в нем есть хоть одна другая кошка.
Но кошки, при обмене информацией, в звуках не нуждаются, а поскольку я хочу рассказать о языке собачьего лая, оставим идею языка общения кошек. Я вспомнил про кошек только для того, чтобы показать, что стайные животные используют особые каналы обмена информацией.
Собаки - стайные животные, поэтому у них так же должны быть каналы обмена информацией об окружающих ситуациях, в которых они находятся.
В связи с этим, у меня, собственно, возникло устойчивое подозрение, что собаки лаем как-то кодируют зрительные впечатления. И с помощью развитого искусственного интеллекта их можно декодировать, образом, сходным с тем, как декодируют сжатые графические файлы. Иными словами, каждое гавканье - это информация об одном JPEG.
Собака смотрит, воспринимает окружение, после чего гавкает один раз. Затем она смотрит опять, и гавкает второй раз. И так далее. В момент гавканья она отправляет зрительное впечатление в некоторую необычную область. Если другая собака слышит этот лай, она может неким образом получить зрительное впечатление другой собаки. Вот, например, можно
посмотреть на ситуацию, как лают собаки в отдельных дворах. Каждая собака, участвующая в коллективном лае, раздающемся на весь район, находится в изолированной области, ограниченной непроницаемым для зрения забором. Какой смысл им гавкать, когда кто-то проходит по внешней стороне улицы? И какое отношение к тому, что видит, слышит и обоняет
отдельная собака во дворе имеют собаки в соседних дворах и будках? Ведь они видят другую картину и все равно ничего не могут сделать в соседнем дворе, только подвыть.. Но я полагаю, что ситуация с системой собачьего лая одновременно и проще и сложнее. Эта система проста, но одна ее значимая часть труднодоступна для человеческого разума.
Каждая из собак находится в отдельном замкнутом дворе. Какой смысл им лаять друг другу? Когда мимо двора проходит человек, кошки во дворе не мяукают, гуси не гагачат и так далее. Но собаки поднимают лай. Кому это нужно? Они же не видят друг друга. Собаки слышат звуки, запахи в сотни раз лучше людей. Они эмоциональны, они могут адекватно реагировать на
человеческие сигналы, то есть, достаточно разумны в языковом смысле. Не может быть, чтобы лай был просто выходом внутреннего конфликта.. Нафига им так напрягаться во время лая в пустом дворе?
Но, если все-таки всерьез предположить, что в собачьем лае закодированы зрительные впечатления, то выглядит очевидным, что корреляция между лаем и фотокадром отсутствует. Поэтому я предполагаю, что каждое гавканье является лишь указателем на то место, откуда другой собаке надо считать зрительную информацию. Сам звук лая не является кодированным изображением. Он слишком прост для этого.
Собаки, как и кошки - это древние стайные животные, жившие в лесах, то есть в местности с плохой видимостью. Они - не крупные, по одиночке кабана завалить не смогут, поэтому древние собаки охотились всей стаей сообща. Для успешной охоты в непроницаемой местности им необходим обмен зрительными и обонятельными картинами о поведении добычи, что они и делали, издавая звуки. Каждый отрывистый собачий звук - это нечто вроде имени файла в файловой системе хранилища собачьей информации. Любая другая собака может обратиться к этому хранилищу и получить посланное другой собакой сообщение. Это хранилище расположено в области, находящейся за пределами обычного внимания человека.
Вот конкретный пример такого случая. Сейчас только что стоим, курим возле подъезда. Мимо проходит сосед с собакой. Сосед:
- Тузик, домой!
Тузик:
- Гав!
И я вдруг на мгновение просто увидел соседскую квартиру. Я не был у соседа дома ни разу. Интересно было бы зайти и посмотреть, сильно ли отличается то, что мне показалось, от реальности.
В общем, я "насобачился" понимать собачий язык..
Собачье гавканье я воспринимаю, как серию толчков. Раньше я думал, что мое ощущение от собачьего лая порождается инстинктивным страхом, но сейчас мне кажется, что этому чувству есть другое объяснение. Если не испугаться и последовать этому толчку, последовать собачьему лаю, можно получить картину, содержащуюся в собачьем гавканье. И, конечно же, в этом я согласен с исследователями, женщины более приспособлены к осуществлению такого процесса. Мужчины гораздо более ограничены, обусловлены и предвзяты, чтобы суметь запросто понять, как проделать подобное восприятие.
Да, и еще одно замечание. Мне кажется очевидным, что есть некий главный приемник и заказчик, работающий с, так сказать, сервером собачей информации. Обычно, это главная собака, лидер собачьего коллектива. Именно наличие такого лидера отличает собачье общение от кошачьего. Говоря языком информационных сетей, можно сказать, что Кошки - это одноранговая сеть, а Собаки - это сеть с контроллером домена. И любой, кто наладит связь с контроллером домена собачьего хранилища информации, может узнать обо всем в мире, что известно всем собакам.
В этом смысл поговорки "Каждая собака знает". Ну и, соответственно, те, кто не хочет, чтобы о нем стало известно всем собакам говорит: "Не твоё собачье дело".
Ну а те, кто не захочет понимать, о чем я сейчас рассказал, могут возразить, что моя идея собачьего языка - это "бред собачий".